СТОЛЫ
Дизайнеры, вторившие в эпоху «модерна», тяготели к созданию изящных и интересных украшений для таких функциональных предметов, как столы. Так, например, изделие, декорированное резными листьями и фигурками стрекоз, вполне могло получить форму необычного дерева, когда ножки походили на стволы и заканчивались подобием корневой системы.
Французский «модерн» (он же ар-нуво) в лице наиболее ярких его представителей Луи Мажореля и Эмиля Галле использовали в декоре цветочные мотивы, а школа Глазго во главе с Макинтошем и его коллегами Хофманом и Мозером напротив, стремились к четкой геометрии линий и уравновешиванию пропорций изделия.
Английские дизайнеры того периода отдавали предпочтение историческим мотивам, ориентируясь на японскую экзотику и мавританские образцы. Еще одно направление «модерна» связано с именами Войси и Ч. Эшби и классифицируется, прежде всего, тягой к совмещению простоты конструктивного решения и расширенному функционалу изделия.
Итальянские и испанские мастера часто совмещали столы с другими предметами интерьера, например, с диванами. Японский стиль же характеризуется особым вниманием к природе и асимметрией форм.
Благодаря развитию науки и появлению новых способов обработки, расширились и дизайнерские возможности, в этот период появляются ярусные конструкции и столы типа «гнездо», а также оригинальные акценты в виде арочной проножки.
ШКАФЫ И КАБИНЕТЫ
Кабинеты получили широкое распространение в Европе, благодаря прекрасным визуальным параметрам и своей превосходной функциональности. В эпоху модерна такие изделия были крайне разнообразны по своему оформлению, англо-японские кабинеты (Э.У. Годвин) предполагают наличие латунных накладок и росписей, Макинтош, Войси и Джимсон использовали элитные породы древесины (дуб, орех, красное дерево) в простом дизайнерском решении. В Германии и Австрии главенствовал строгий симметричный стиль, а французские дизайнеры использовали элементы восточной стилистики и тяготели к изяществу рококо.
СТУЛЬЯ И КРЕСЛА
Стулья и кресла, выполненные в стиле «арт нуво» можно охарактеризовать текучестью линий и абстрактностью форм. Работы Макинтоша являются ярким примером дизайна мебели эпохи «модерн»: вымеренные пропорции, высокая изящная спинка относят нас к церковной мебели, при этом использовался оригинальный геометрический орнамент.
Французская школа напротив, стремилась к плавной текучести линий, применялись дорогие породы древесины, использовался пышный декор с многообразными флористическими элементами.
Мода на экзотические мотивы обусловила появление еще одного направления, связанного с именами Бугатти и Гауди, которые применяли в работе не только древесину, но и натуральную кожу, металлы, пергамент и шелк.
Стиль модерн характеризуется, прежде всего, индивидуализмом, что обуславливает богатое разнообразие направлений «арт нуво». Мастера, жившие и творившие в ту эпоху, внесли колоссальный вклад в мировую сокровищницу искусства и создали собственный ни на что не похожий язык творческого самовыражения, что, как и следовало ожидать, впоследствии привело к копированию и клишированию стилей художников.
Эпоха «арт нуво» завершилась с началом Первой Мировой войны.